Как шейх-диссидент взялся
очистить свою веру от фундаменталистской ереси
Суфийский шейх Абдул Хади Палацци
рискнул пойти против течения. В тот самый момент, когда исламский мир
кое-кто пытается объединить на ненависти к Израилю, шейх взялся доказать,
что Коран признает право евреев на Святую Землю. По его мнению, евреи
имеют полное не только духовное, но и политическое право на весь Иерусалим
и на его Храмовую гору, ибо мистическое путешествие пророка Мохаммеда на
небо с этой горы (аль-Мираж) не может служить основанием для политического
права мусульман на эту святыню. ("К тому же, когда произошел аль-Мираж,
Храмовая гора была под контролем Византии, а не арабов-мусульман, -
отмечает шейх-диссидент, - но пророк вовсе не пытался захватить это
место".) Эти взгляды сделали Палацци непримиримым оппонентом Ясира
Арафата. .
ПУТЬ СУФИЯ
40-летний Палацци родился в Риме. Мать была
арабкой из Сирии, отец - итальянским католиком, принявшим ислам. Первые
уроки суфизма (исламской мистики, для которой характерен экуменический
универсализм) он получил дома. Затем изучал философию Авиценны и Аверроэса
в Римском университете, а исламское образование продолжил в университете
Аль-Ахзар. Говорят, будто именно его учитель - исламский богослов Саида
ас-Шарави - привел египетского президента Садата к мысли о мире с
Израилем.
В 1987 году Палацци стал имамом и шейхом, в 1989-м он возглавил
Итальянскую ассоциацию мусульман. Международную известность Палацци
приобрел в 1998 году, когда в Израиле и на Западе вышла его статья
"Израиль должен аннулировать Осло" (имеются в виду заключенные при
посредничестве Запада мирные соглашения, предусматривающие создание
палестинской автономии в обмен на прекращение арабами вооруженной борьбы с
Израилем). Затем шейх выступил в защиту учения, осуждаемого даже
израильскими либералами за "антипалестинские" взгляды раввина Меира
Кахане, убитого террористами. Кахане стал, по мнению шейха, "жертвой
травли, организованной ненавидящим иудаизм левым лагерем евреев". Палацци,
к ужасу коллег-шейхов, поддержал даже идею построения Израилем Третьего
храма на месте древнего храма Соломона - при условии, что ныне стоящие на
Храмовой горе мечети останутся нетронутыми.
В 2000 году Палацци написал письмо президенту Израиля Моше Кацаву. В нем
Палацци еще раз призвал израильтян ни в чем не изменять своей религии.
Иначе, по его мнению, "арабские соседи Израиля никогда не признают права
евреев на возвращение в Землю Израиля". По мнению шейха, "если у людей
будет искренняя привязанность и глубокое понимание своих духовных традиций
- иудаизма и ислама, - религиозная база мирного сосуществования будет
более надежна, чем политический договор".
.
ОТ "ЕВРАЗИЙЦЕВ" ДО "АТЛАНТИСТОВ"
Более всего Палацци популярен у
национально-религиозного лагеря Израиля. Например, очень ценит его
хевронский раввин Авром Шмулевич, наш бывший соотечественник, участник
объединения "Евразия" и лидер движения "За Родину!", работает над созывом
в Москве исламо-иудейской конференции, которая призвана объединить
традиционных мусульман против ваххабитского фундаментализма. Палацци
призван стать одной из ключевых фигур в этом проекте.
Впрочем, теология Палацци уже хорошо известна и нелюбимым евразийцами
западникам-"атлантистам": он выступал перед подготовительной сессией ООН
по борьбе с расизмом, в мэрии Нью-Йорка, перед ведущими специалистами по
борьбе с терроризмом. "Ислам действительно не возражает против
абстрактного еврейского государства, - говорит Ваель Халлак, профессор
исламской теологии в американском университете Мак-Гилл. - Ислам выступает
только против оккупации Израилем земли, бывшей во владении мусульман".
Другой авторитет в исламских исследованиях, профессор Калифорнийского
университета Халед Абу Эль-Фадл, утверждает, что многие мусульманские
ученые могут признать, что земли, бывшие ранее "дар аль-исламом", домом
правоверных, могут изменить статус, и тогда настанет день, когда исламский
мир будет относиться к Израилю, как к Испании или Греции. Это не будет
дружбой, но нормальным отношением.
А исламский богослов Халид Дюран из университета Филадельфии
предсказывает, что фундаментализм-исламизм уступит место настоящему,
основанному на суфизме, традиционному исламу. "Исламизм - это тоталитаризм
XXI века,- заявляет Дюран. - Это новая инкарнация фашизма и коммунизма,
использующая религию для собственных политических целей. Исламизм - это не
реакция масс на уменьшение религиозности, но реакция политических элит на
уменьшение их контроля".
По мнению Палацци, вся беда в том, что массы ведомы невежественными в
богословии "духовными вождями". "К примеру, лидер Хамаса шейх Ахмед Яссин
сам признавался, что никогда не учился нигде, кроме средней школы,-
указывает Палацци. - Да и титул шейха ему дали просто за возраст и статус
в его среде".
Иерусалим
ШЕЙХ ПАЛАЧЧИ ПРОТИВ УБИЙЦ
ИСЛАМА.
Александр Рыбалка (
http://www.rodina.org.il/archiv/ribalka138.html
)
Сегодня в странах Запада
ислам уже мало кем воспринимается как религия.
Для большинства так называемого «цивилизованного мира» ислам – это
идеология, позволяющая убивать без особого ущерба для своей совести. И
если в средневековом католицизме массовый террор инквизиции был достаточно
стройно организован, то у исламистов каждый сам себе – Великий Инквизитор.
Подпольные группировки сами выносят приговор, сами приводят его в
исполнение. В Европе сегодня десятки тысяч новообращенных мусульман, в
основном европейцев. Но тщетно ждать от них свободного владения арабским
языком или понимания потаенного смысла Корана. Ислам для европейцев –
аналог нацизма, позволяющий свободно ненавидеть и убивать евреев. Сегодня
уже неприлично сказать: «Я нацист, я люблю Гитлера и гестапо, и хочу
убивать евреев». Приличный и даже модный аналог этой фразы звучит так: «Я
принял ислам, я люблю Арафата и «палестинцев», я хочу убивать евреев».
Однако ислам в виде религии все-таки существует. Это суфийский ислам,
вобравший в себя мудрость еврейской Каббалы и тайные обряды европейских
рыцарских орденов. Одно время суфийские ордена были чуть ли не
господствующей ветвью в исламе. Однако путь («тарикат» - так зовется
суфийский орден) сложен и долог, нужно начать с ученика... да и станешь ли
мастером? А ваххабизм предлагает простой выход: убей неверного – и возлежи
всю оставшуюся вечность в раю на ягодицах гурий... Сегодня многие
суфийские шейхи воюют с фундаментализмом, не щадя сил. Потому что
понимают: либо победит Европа – и тогда ислам будет запрещен, подобно
нацистской идеологии, без различия теологических тонкостей. Либо победит
ваххабизм – и тогда будут запрещены суфийские ордена, как носители опасной
ереси вольнодумства. Потому что суфизм в первую очередь требует от
верующего мыслить. Фундаментализм запрещает не то, что самостоятельно
мыслить, но даже изучать комментарии к Корану – чтобы лишние мысли не
появились в голове.
В Риме я встретился с Абдулом Хади Палаччи, суфийским шейхом, главой
Ассоциации мусульман Италии. Шейх, в отличие от многих его единоверцев,
произраильски настроен, что вызывает негативное отношение со стороны
фундаменталистского духовенства... и недоуменно-равнодушное отношение со
стороны официальных израильских властей. Хотя израильские правые всегда
желанные гости у шейха в Риме. Шейх согласился дать небольшое интервью для
нашей газеты, тем более что газета с аналогичным названием “Il Tempo” –
«Время» - выходит в Италии (занимая, в отличие от нашей скромной редакции,
шикарное классическое здание на Пьяцца де Колонна).
Вопрос: - Скажите, шейх, чем вызван сегодняшний рост фундаментализма в
мире?
Ответ: - Парадоксальным образом, в этом виноваты сами израильтяне.
Соглашения Осло показали исламскому миру слабость Израиля. Саудовские
шейхи увидели, что вложения в фундаменталистский ислам могут быть довольно
перспективными – и широкие финансовые потоки были направлены в
группировки, которые раньше едва перебивались. Ословские соглашения стали
корнем настоящей проблемы. Я сейчас прибыл с исламской конференции в
Малайзии, и встречался там с представителями российских мусульман. В
частности, там был муфтий Ашеров, работающий в Чечне... Он рассказывал, с
какими сложностями ему приходится сталкиваться, потому что Чечня первая
попала под удар вахабизма. Делегацию России возглавлял муфтий Салман
Фарид, работающий в Казани. Он мне жаловался, что сегодня российские
власти еще недостаточно понимают опасность, которую несет в себе исламский
фундаментализм. «У меня есть мечеть, медресе, несколько тысяч прихожан», -
говорил мне он. «С остальным же многотысячным исламским населением Казани
работают ваххабитские эмиссары, обученные на саудовские деньги, и чаще
всего – в саудовских учебных центрах».
Еще одна существенная ошибка, которую сделал Израиль – он выпустил из
своих рук контроль над мечетью Аль-Акца (Храмовой горой – А.Р.) Сегодня
контроль над одной из святынь ислама, по сути, принадлежит
фундаменталистам. И если раньше представители суфийских орденов в Израиле
– например, шейх Абдул Бухари, представитель ордена «Накшбанди» -
безоговорочно поддерживали израильское правительство, то теперь они
отмалчиваются, проявляют осторожность – неизвестно, как все еще может
повернуться...
Вопрос: - Сегодня западный мир давит на Израиль с целью принятия плана
«Дорожная карта». Вы считаете, «Дорожная карта» улучшит положение или
ухудшит?
Ответ: - Однозначно ухудшит. «Дорожная карта» - это не настоящий мир, а
очередное подписание ничего не стоящей бумажки. Арафат никогда не
прекратит войну против Израиля по той простой причине, что его подпитывают
в основном саудовские шейхи, а они намерены не прекращать войну вплоть до
полного уничтожения Израиля. К сожалению, в Израиле совершенно не понимают
той опасности, которую несет с собой исламский фундаментализм. Бороться
необходимо не с отдельными террористическими группировками – на из место
придут другие – а со всей структурой распространения ваххабистского
ислама.
Вопрос: - Почему вы, мусульманин, так заинтересованы в этом?
Ответ: - Потому, что ваххабизм убивает не только европейцев или евреев. Он
убивает в первую очередь сам ислам. Многие так называемые «ваххабистские
шейхи» на самом деле не имеют элементарного религиозного образования, и
свои титулы они получили за успехи на ниве терроризма.
Тут я вынужден заметить – шейх Палаччи знает, о чем говорит. Он изучал
философию в Римском университете – одном из старейших университетов
Европы, после чего продолжил обучение в исламском университете Аль-Ахзар,
у Саида ас-Шарави – одного из выдающихся богословов современного
исламского мира. А лидер ХАМАСа шейх Ясин вообще никакого богословского
образования не имеет – он закончил арабскую среднюю школу. Многие же
«шейхи», особенно талибанские и чеченские, вообще самозванцы, имеющие об
исламе самое смутное представление. В отличие от талибов, замотанных до
бровей в экзотические тряпки, Абдул Палаччи носит обычную европейскую
одежду. Глядя на этого интеллигентного человека средних лет, вы бы никогда
не подумали, что перед вами суфийский шейх, одного слова которого
достаточно, чтобы сорвать с места сотни, если не тысячи членов его ордена.
Исламисты давно точат зубы на шейха, поэтому на встречу он приехал в
сопровождении троих телохранителей – в конце концов, просьба об интервью
могла оказаться хитро завуалированной ловушкой ваххабитов. На протяжении
беседы телохранители, в числе которых был один здоровый негр, мирно пили
кофе, изредка даже вмешиваясь в беседу по мере своего знания английского
языка (вся беседа шла на английском, поскольку итальянским я, к своему
стыду, не владею).
Вопрос: - Какой же выход вы видите сегодня для решения ближневосточной
проблемы?
Ответ: - Израиль должен полностью взять под свой контроль Ближний Восток и
часть Среднего Востока, жестким образом подавить ваххабизм и поддержать
союзников среди мусульман, которых он имеет в лице суфийских орденов. Эта
линия подерживается сегодня общеевропейской Траснациональной Радикальной
Партией, с лидером которой. Марко Панеллой, я сотрудничаю. Кстати, два
месяца назад Марко Панелла посещал Израиль и встречался с Нетаниягу...
Вопрос: - Почему же израильская пресса об этом не писала?
Ответ: - В вашей стране огромную власть имеют саудовские агенты влияния,
которые делают все для разрушения еврейского государства.
Вопрос: - Ваша теория умиротворения Ближнего Востока во многом совпадает с
доктриной гиперсионизма – идеологией движения «Беад арцейну»...
Ответ: - Ничего удивительного, ведь мы подерживаем тесные рабочие контакты
с Авраамом Шмулевичем, его лидером. Скоро несколько членов Ассоциации
мусульман Италии должны посетить Израиль, где они встретятся с
представителями «Беад арцейну».
Чтобы у моих читателей не осталось ощущение «рояля в кустах», я объясню –
встреча была организована и подготовлена Авраамом Шмулевичем, давним
знакомым шейха. А целью встречи было – показать израильским читателям, что
в принципе, и с мусульманами можно вести диалог. Надо только знать – с
какими, где и как.
***********************************************
ШЕЙХ ПАЛАЦЦИ - УМЕРЕННЫЙ ГОЛОС В
ИСЛАМЕ
МЕЛИССА РАДЛЕР
"Еврейский обозреватель", 11/78, июнь 2004г (
http://www.jewukr.org/observer/eo2003/page_show_ru.php?id=645
)
В марте 2001-го шейх
Абдул Хади Палацци - генеральный секретарь Итальянской Мусульманской
Ассоциации, имам Школы исламской юриспруденции "Шафи" и сопредседатель
Исламско-Израильского Содружества выступил перед правыми американскими
евреями в Манхэттене.
Слушатели были крайне
удивлены, когда Палацци процитировал место в Коране, которое одобряет
сионизм ("Ночное путешествие", 17:104), и резко выступил против
террористов, которые, по его словам, перевирают религиозные тексты, чтобы
продвигать свою "радикальную псевдоисламскую" программу. Шейх Палацци
выступает в поддержку принципа решения арабско-еврейского конфликта -
"Иордания - это Палестина" и очень напоминает раввина из израильского
национального лагеря.
Один из присутствующих
спросил Палацци, угрожали ли тому расправой. Палацци ответил, что нет. В
конце встречи этот гость покачал головой и сказал: "Если террористы не
хотят его убить, значит, он не такой важный имам".
На сегодняшний день
Палацци (ему 43 года) - редкий представитель умеренности в религии, лидеры
которой игнорируют террор за рубежом и преследования у себя на родине.
Палацци был учеником шейха Мухаммада Шаарави (египетский имам,
поддерживавший еврейско-мусульманские связи) и резко осуждает
антисемитизм, которым заражен ислам. Можно поддерживать или не
поддерживать взгляды шейха Палацци, но сама его фигура - символ того, что
плюрализм наконец-то возвращается в ислам.
- Как антисемитизм проник в ислам?
- Это произошло в
результате внешней политики Британии сразу после Первой мировой войны.
Первоначальный договор эмира Фейсала и Хаима Вейцмана призывал к дружбе и
сотрудничеству между сионистским движением и лидерами клана Хашимитов.
Этот договор подразумевал создание двух государств - еврейского и
арабского, и река Иордан была бы границей этих государств. Если бы
британцы уважили этот договор, то еврейское государство было бы создано на
тридцать лет раньше, и арабские и сионистские движения работали бы вместе.
К сожалению, британский
МИД поддержал клан Сауда, который исповедовал культурный ваххабизм -
движение, один из главных компонентов которого - антисемитизм. Даже сейчас
саудовцы используют нефтедоллары для пропаганды антисемитизма в арабском
мире и за его пределами.
- Неужели исламский антисемитизм - всего лишь
результат саудовского влияния?
- Когда в 1919
году эмир Фейсал заявил, что он приветствует создание еврейского
государства, никто не выступил против него на религиозном основании.
Некоторые выступали против сотрудничества с сионистами из политических
соображений, но никто не заявил, что ислам запрещает сотрудничество с
сионистами или запрещает нам признавать существование еврейского
государства.
Идеологии, которая
доминирует сегодня в арабском мире, просто не существовало. Даже сейчас
видно, что антисемитизм в арабском мире был распространен с помощью
переводов европейской антисемитской литературы - такой как "Протоколы
сионских мудрецов" и опусы Роже Гароди - на арабский язык. Вы не найдете
антисемитских источников в классической арабской литературе.
Очевидно, многие лидеры
понимают, что поощрение ненависти к Израилю препятствует демократии в их
странах, но диктаторские режимы нуждаются в козлах отпущения и сваливают
все свои проблемы на Израиль.
- Запад достаточно
осознает угрозу исламского экстремизма?
- Нет. После
одиннадцатого сентября президент Буш пригласил саудовского принца Абдуллу
на свое ранчо в Техасе и сказал ему: "Вы наши союзники в борьбе с
терроризмом". В действительности же, принц Абдулла посылал деньги
"Братьям-мусульманам" и "Аль-Каиде".
Принц Аль-Турки - бывший
руководитель саудовских спецслужб и основатель "Аль-Каиды". Родственники
погибших одиннадцатого сентября подали на него в суд (дело было закрыто
из-за "отсутствия юрисдикции"), но теперь этот террорист является
саудовским послом в Великобритании, где публикует в английских газетах
стихи, прославляющие террористов-смертников.
Из-за огромной силы
нефтяных компаний в западном мире саудовская роль в качестве главного
приверженца экстремизма и международного терроризма замалчивается.
- Существует ли противодействие исламскому
фундаментализму?
- Мы должны попытаться
создать умеренную мусульманскую систему образования в противовес
экстремистской системе, но это сложно, потому что у экстремистов огромные
ресурсы.
Антисемитизм почти не
проявляется в Турции или в мусульманских республиках бывшего СССР, таких
как Узбекистан и Казахстан. Антисемитизм никогда не был частью
политической доктрины в этих странах, но на Западе ситуация иная, потому
что проживающие там мусульмане в большинстве случаев могут посещать только
саудовские мечети, исламские школы и исламские центры. Мусульманские
страны близкие к демократии дружат с Западом и ограничивают экстремизм.
Следуя той же логике, можно прийти к выводу, что мусульмане на Западе тоже
толерантны, но роль, которую играют экстремистские организации в
контролировании мечетей, привела к тому, что на Западе результат
совершенно противоположный.
Одиннадцатое сентября
привело к тому, что в Северной Америке многие мусульмане высказываются
против фундаменталистских и экстремистских организаций. Если число этих
выступающих увеличится, то общество поймет, что экстремисты не имеют права
говорить от имени ислама.
- Вы заявили, что палестинцы не имеют
религиозных и исторических прав на Иудею и Самарию и что Коран
поддерживает возвращение евреев на Святую Землю. Как мусульмане должны
относиться к образованию палестинского государства?
- Я думаю, что
палестинцы, уважающие израильские законы, имеют право жить в Иудее и
Самарии - точно так же, как израильские арабы в Галилее или арабы-бедуины
в Негеве. Я не согласен с тем, что нахождение в меньшинстве в какой-нибудь
стране дает этому меньшинству право требовать свое государство, и считаю,
что каждый мусульманин должен протестовать против государства под
контролем ООП в Иудее и Самарии. Территория уже разделена на еврейское
государство - Израиль и на арабское государство - Иорданию. Создание
палестинского государства для ООП противоречит интересам Израиля, Иордании
и палестинских арабов, которые будут вынуждены жить под властью
варварского режима.
Более того, согласие с
созданием такого государства будет означать, что террор сделал свое дело.
Многие мусульмане были рады, когда правительство США освободило мусульман
Ирака от Саддама Хусейна. Те же самые мусульмане должны протестовать,
когда Белый дом оказывает давление на Израиль, чтобы он согласился с
созданием еще одного диктаторского режима в арабском мире.
- Но миллионы палестинцев и большинство
израильтян поддерживают образование палестинского государства. В чем же
заключается решение?
- Я думаю, что самый
большой шаг к миру на Ближнем Востоке был сделан во время войны в Ливане -
изгнание Арафата и ООП снизило уровень терроризма. Если бы Арафату
позволили умереть в Тунисе и не разрешили бы его соратникам вернуться,
терроризм был бы побежден в течение 10- 20 лет, и стало бы возможным
возникновение новых палестинских лидеров, которые бы приняли договор о
предоставлении жителям Западного Берега прав меньшинства, которое
проживает в Израиле.
Ословские соглашения
вернули Арафата и передали ему контроль над палестинцами, тем самым
разрушив возможность урегулирования. После Барака израильтяне
проголосовали за Шарона - человека, который выгнал Арафата и расширил
поселения в Иудее и Самарии, но сейчас даже Шарон придерживается доктрины
отступления. Израилю нужен лидер, который сможет заявить, что переговоры с
ООП не являются решением, лидер, который скажет: "Мы выступаем против
создания палестинского государства как сейчас, так и в будущем, и мы
создадим административную автономию (с предоставлением иорданского
гражданства) арабским жителям Западного Берега.
Если президент Буш
заявляет, что война с терроризмом - это глобальная война и что ее цель -
распространение демократии, - израильтяне имеют такое же право воевать с
Ясиром Арафатом и шейхом Ясином (тогда еще не убитым - прим. пер.), как
Америка имеет право воевать с Талибаном и "Аль-Каидой".
- Вам встречались евреи, которые не согласны с
вашим активизмом?
- Это случается
довольно часто. До последнего времени большинство из моих оппонентов в
Риме были левыми евреями, которые критиковали меня как врага мирного
процесса. Я помню, когда некоторые мои друзья-евреи попросили меня
выступить в еврейском центре в Риме, руководство центра было против,
считая меня экстремистом. Через несколько недель они пригласили Ясира Абед
Раббо и Сари Нуссейбе - для них они были умеренными лидерами палестинской
автономии.
Я сказал руководству
центра: "Если кто-то считает Сари Нуссейбе умеренным, тогда я рад, что
меня считают экстремистом".
|